Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
                                                                                                                                                                                           


                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS 


                                                      

                       






Родителям

Обучение детей с ОВЗ





Фото










Родителям

Психологическая безопасность ребенка в семье

Рекомендации родителям по предотвращению агрессивного поведения у детей

Исключите агрессию из окружающего мира ребенка (наказания, сверстники, телефильмы, грубые фразы в разговоре и т.д.).

Помогите ребенку научиться контролировать свои негативные эмоции и “выплескивать” их адекватно, без вреда для окружающих (и себя).

Помните: взяв на себя агрессивную роль в игре, ребенок защищается от агрессии в реальной жизни, компенсирует неумение общаться, маскирует застенчивость, смущение.

Повышайте самооценку ребенка.

Старайтесь чаще общаться “на равных”, чтобы вовремя заметить тревожные “звоночки” и понять, чем они вызваны.

Не наказывайте ребенка за агрессивное поведение! Агрессия с Вашей стороны провоцирует закрепление агрессивного поведения у ребенка.
Попытайтесь отвлечь его, и только когда ребенок успокоится, нужно начинать разговор.

Старайтесь, чтобы Ваши слова не расходились с делами!

(“Надо беречь природу”, - говорит мама, а позже обламывает ветки у дерева:
“Чтобы не мешало на дороге”.

“Драться нехорошо”, - говорит папа, но после ссоры ребенка с товарищем учит: “Надо было дать сдачи”).

Помогите ребенку, если у него возникают проблемы в общении со сверстниками (ролевые коррекционные игры, консультации психолога, развитие коммуникативных навыков).

За агрессию бесполезно наказывать, запрещать ее тоже ни к чему - это загонит проблему вглубь. Необходимо искать причину ее возникновения.

Кто поможет ребенку в семье

Полноценные взаимоотношения подростка с родителями являются одним из важных факторов формирования его личности, его успешной социализации. На уровень этих взаимоотношений влияют различные составляющие, среди которых немалую роль играет умение родителей понять своего ребенка, в трудных для него ситуациях поддержать его, оказать ему помощь. Психологическая поддержка - это знак внимания, со стороны окружающих людей, позволяющий поверить в себя, в свои силы и возможности. Психологическая поддержка родителей важна для ребенка любого возраста, но особенности подросткового периода требуют от близких людей  большей гибкости во взаимоотношениях со своим ребенком. Подросток, несмотря на свое стремление к самостоятельности и взрослости, должен знать, что родители принимают его таким, какой он есть, и всегда готовы помочь в трудных ситуациях.

И.В.Дубровина, рассматривая аспект психологической поддержки ребенка со стороны родителей, считает, что это процесс:

- в ходе которого родитель сосредотачивается на достоинствах ребенка с целью укрепления его самооценки;

- который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;

- который помогает ребенку избежать ошибок;

- который поддерживает ребенка при неудачах.

Но здесь возникают вопросы, кто конкретно из родителей, матери или отцы, чаще оказывают психологическую поддержку своим детям и от каких условий зависят эти процессы. Можно предположить, что это матери, объяснив выбор ситуацией «базового доверия», безусловной материнской любовью и большей эмоциональной привязанностью детей к ним в процессе социализации на всех этапах развития.

Многие психологические школы в своих теоретических подходах уделяют внимание роли и содержанию детско-родительских отношений. В классическом психоанализе З.Фрейда влиянию родителей на психическое развитие ребенка отводится центральное место. В первые годы жизни родители и особенно мать - лица, с которыми связаны самые важные переживания. Общение ребенка с родителями в ранние годы, их влияние на способы решения типичных возрастных противоречий сказываются на его развитии впоследствии.

Американский психолог Э.Эриксон рассматривал становление личности человека на протяжении всей его жизни, от рождения до смерти. На первых стадиях жизненного пути ребенок находится преимущественно в зоне родительского воздействия. Степень доверия, вынесенного из самого раннего младенческого опыта,
зависит от материнских отношений с ребенком. Матери своим исполнением материнских обязанностей, сочетая в себе чуткую заботу об индивидуальных потребностях ребенка с верностью, вызывают у него чувство доверия. Возникающее у ребенка чувство доверия служит базисом чувства идентичности, которое позднее образует три чувства: 1) что у него все в порядке, 2) что он является самим собой, 3) что он становится тем, кого другие люди надеются в нем увидеть. Преобладание базисного доверия над недоверием - первый шаг в психосоциальной адаптации.       Широкое признание получила точка зрения Э.Фромма на роль матери и отца в воспитании детей, особенности материнской и отцовской любви. Материнская любовь безусловна: ребенок просто любим за то, что он есть. Это пассивно: переживание, материнской любви добиваться не нужно. Отцовская же любовь – по большей части обусловленная, ее нужно и можно заслужить достижениями, выполнением обязанностей, соответствием ожиданиям, дисциплиной.

С точки зрения бихевиористской модели семейного воспитания, отец и мать выступают как основные подкрепляющие посредники, выявляющие поведение, которое необходимо изменить, помогающие усвоить более зрелые его формы. Социализация ребенка, т.е. передача форм поведения, норм, мотивов, ценностей, эмоциональных реакций, - это результат обучения. А.Бандура, представитель социально - когнитивного направления в изучении личности, особую роль отводил обучению посредством наблюдения, подражания, имитации, идентификации и путем моделирования. По его мнению, родительское поведение - преимущественно модель для извлечения некоторых общих черт, правил поведения, образец для подражания ребенка в попытках выстроить собственное поведение. В целях сохранения поведения, возникшего на основе подражания, необходимо подкрепление.

Представители гуманистического направления также уделяли большое внимание модели семейного воспитания. Один из наиболее известных подходов к воспитанию в семье разработан А.Адлером, автором индивидуальной психологии. Он считал, что фундамент личности закладывается и прочно закрепляется в детстве, а основан на усилиях по преодолению чувства неполноценности, компенсации и выработке превосходства. Семейная атмосфера, установки, ценности, взаимоуважение членов семьи и здоровая любовь (прежде всего матери) способствуют развитию у ребенка широкого социального интереса.

По мнению К.Роджерса, для позитивного взаимодействия с детьми родителям необходимы три основных умения: слышать, что ребенок хочет сказать родителям, выражать собственные мысли и чувства доступно для понимания ребенка; разрешать спорные вопросы так, чтобы результатами были довольны обе конфликтующие стороны.

В глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких ипостасях: как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых он чувствует себя беззащитным и беспомощным; как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и поощрений; как образец для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств; как старший друг и советчик, которому можно довериться.

Но соотношение этих функций и психологическая значимость каждой из них с возрастом меняются. В основе эмоциональной привязанности ребенка к родителям
первоначально лежит зависимость от них.
По мере роста самостоятельности, особенно в переходном возрасте, эта зависимость начинает ребенка тяготить. Плохо, когда ему не хватает родительской любви, но ее избыток тоже вреден. Это порождает устойчивую потребность в опеке, зависимость как черту характера. Затрудняется формирование внутренней автономии, которая может рассматриваться как процесс отделения ребенка от семьи, служащий важнейшей предпосылкой достижения им впоследствии зрелости, самостоятельности, возможности взять ответственность за свою жизнь на самого себя. Итогом этого процесса должен стать не разрыв подростка с семьей, а установление новых партнерских взаимоотношений.

А.В.Мудрик предлагает все многообразие семей условно разделить на несколько групп, исходя из того, какая атмосфера в них царит. Он выделяет с этой позиции следующие типы семей.

Во-первых, это семьи, в которых установились очень близкие, дружеские отношения между родителями и детьми. Их атмосфера наиболее благоприятна для развития подростка, так как родители имеют возможность не только быть в курсе его дел, множества мыслей и переживаний, но и оказывать действенное влияние в тех сферах жизни, о которых в других семьях только подозревают. Подростки в таких семьях обычно активны, независимы, дружелюбны.

Довольно многочисленна другая группа благополучных семей. Для нее характерна атмосфера доброжелательных отношений между родителями и детьми. Родители следят за развитием детей, интересуются их жизнью, пытаются влиять на духовные интересы, исходя из собственных возможностей. В таких семьях, конечно, возникают конфликты, но они имеют открытый характер и разрешаются исчерпывающе, ведь хороших родителей не надо обманывать, скрывать от них что-то. От предыдущей группы эта отличается тем, что в семьях сохраняется определенная дистанция между старшими и младшими. Подростки в таких семьях обычно послушны, вежливы, приветливы и уступчивы, но могут быть весьма слабо ориентированы на утверждение своей независимости.

Особую группу, и довольно многочисленную, составляют семьи, в которых родители уделяют достаточное внимание учебе своих детей, их быту, но тем и ограничиваются. Основное здесь - чтобы «ребенок вышел в люди» или чтобы у него все было «не хуже, чем у других». В таких семьях проявляется стремление к увеличению роста доходов на детей, но и присутствует потенциальный конфликт, материальное обеспечение далеко не всегда удовлетворяет запросы подростка, многие из которых родители не считают достойными внимания.

Определенную группу составляют семьи, где родители пользуются неверными методами воспитания. Это неуважение к личности подростка, недоверие и т.д. В этих семьях неизбежны конфликты между родителями и подростком, как открытый, так и скрытый, периодически прорывающийся наружу. У подростков из таких семьей могут сформироваться стойкая враждебность к родителям, недоверие к взрослым вообще, трудности в общении со сверстниками, с окружающим миром.

Наконец, выделяется группа семей, обстановка в которых явно неблагополучна. Здесь ненормальные отношения между родителями, атмосфера напряженная, отношения подростков и родителей обострены и бестактны. Такие семьи негативно влияют на детей.

На психологический склад детей в семье оказывает влияние и стиль родительского поведения. Многие исследователи в области детского развития находят полезным описание стилей родительского поведения, принадлежащее Д.Бомринд. Она выделила 3 различных типа родительского контроля: авторитетный, авторитарный и либеральный. Маккоби и Мартин указали на четвертый, индифферентный, стиль родительского отношения, отличающийся низким контролем за поведением ребенка и отсутствием теплоты и сердечности в отношениях с ним. Г.Крайгдля описания стилей родительского поведения вводит понятия «родительский контроль» и «родительская теплота».

Первое характеризует степень выраженности у родителей запретительных тенденций. Родители с преобладающими запретительными тенденциями ограничивают право ребенка следовать своим побуждениям, активно добиваются от него подчинения правилам и выполнения своих обязанностей. Напротив, родители, для которых запретительные тенденции не характерны, меньше контролируют детей,
не столь требовательны и налагают меньше ограничений на их поведение.

Понятие «родительская теплота» указывает на степень проявления родителями любви и одобрения. Душевная теплота родителей находит свое выражение в том, что они часто улыбаются своим детям, хвалят и поддерживают их, стараются как можно меньше критиковать, наказывать и проявлять свое недовольство.
Жестокие родители, напротив, критикуют, наказывают, часто отклоняют жалобы
и просьбы детей, редко выражают свою любовь или одобрение.

Таким образом, авторитетному стилю родительского поведения присущи высокий уровень контроля и теплые отношения с детьми. При авторитарном стиле высокий уровень контроля сочетается с холодными отношениями. Либеральный стиль характеризуют низкий контроль поведения и теплые отношения. При индифферентном стиле присутствуют низкий уровень контроля и холодные отношения со стороны родителей.

Матери и отцы по-разному влияют на детей. По данным эмпирических исследований В.Дружинина, в современной российской семье чаще ответственность за семью несет мать, она же доминирует в семье и более близка с детьми эмоционально, ими она воспринимается как более значимый член семьи.

Мальчики проявляют большую привязанность к матери, боясь ее холодности, невнимательности, отчуждения. Они предъявляют больше требований к матери (не терпят ее негативных привычек), а девочки - к отцу, у них формируется идеальный образ отца. Мальчики чаще обращают внимание на профессиональные успехи отца, заработки, обеспечение семьи. Именно отец воспитывает в ребенке способность к инициативе и противостоянию групповому явлению. Чем больше ребенок привязан к матери (по сравнению с отцом), тем менее он активен в противостоянии агрессии окружающих, меньше придает значение духовным и социальным ценностям по сравнению с материальными и индивидуалистическими.

Данные, которые приводит Г.Крайг, говорят о том, что общность ценностей по разному влияет на подростков в зависимости от того, чьи ценности, отца или матери, они разделяют. Например, разногласия с матерью подрывают социальную компетентность подростков, сознаваемую ими за пределами семьи. С другой стороны, разногласия с отцом предоставляют подросткам возможность подвергнуть сомнению родственные связи, что усиливает их социальную компетентность за пределами семьи. Потеря материнской поддержки может оказаться слишком большой угрозой для подростков, тогда как отцовское поведение в большей мере провоцирует независимость и расхождение во взглядах. По сравнению с отцами матери склонны к более частым и широким контактам с детьми и поэтому располагают большей информацией о меняющихся качествах и самовосприятии подростков, чем отцы. По этой причине в восприятии компетентности подростка матерью и им самим больше общего, чем в восприятии отца и подростка. Отцы склонны отставать от детей-подростков в оценке их компетентности, т.е. чаще сомневаются в способностях своего ребенка.

Умение понять состояние ребенка, оказать ему психологическую поддержку и помощь во многом определяется личностными качествами родителей. Более расположены к этому те родители, для которых характерны добросердечность, готовность к сотрудничеству, чуткость и внимательность к окружающим людям, эмоциональная зрелость, уверенность в себе, ответственность, порядочность и т.д. Помимо перечисленных качеств, важных для оказания психологической поддержки,
можно назвать рефлексию и эмпатию, наличие которых у родителей помогает им в понимании своего ребенка.

Рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических состояний. Личность, владеющая рефлексией, многократно проигрывает в уме собственную тактику поведения и поведение партнера по общению, легко изменяет свой образ действий в случае необходимости. Рефлексия помогает родителям анализировать поступки или проблемы ребенка. Разобравшись со своими эмоциями и чувствами, родители в состоянии оказать ему адекватную помощь, найти правильный подход.

   Эмпатия означает понимание другого человека без помощи слов, это постижение эмоционального состояния, проникновение в чувства и переживания другого, иными словами, проявление эмоциональной восприимчивости, способность разделить с другим человеком его переживания. Эмпатия дополняет рефлексию.

В. В. Бойко выделяет следующие каналы эмпатии:

- рациональный;

- эмоциональный;

- интуитивный;

- идентификационный.

Установлено, что эмпатическая способность, как правило, возрастает по мере обретения жизненного опыта. Помимо личностных особенностей, присущих обоим родителям, можно выделить именно материнские и отцовские чувства. Привязанность к своему ребенку заложена в женщине инстинктом материнства, а привязанность ребенка к матери - необходимая фаза в его нормальном психическом развитии, в формировании его личности. В то же время ребенок, не знавший материнского тепла или разочарованный в своей привязанности к матери, чувствует себя беззащитным, испытывает тревогу и беспокойство. Матери принадлежит определяющая роль в обеспечении нормального развития ребенка и его успешной социальной адаптации. При устойчивой связи с матерью у детей формируется отношение доверия к социальной среде, при нарушении этой связи - страхи, депрессии. поведенческие расстройства. В.В.Бойко считает одним из главных показателей материнской любви понимание своего ребенка, вызывающее на откровенность. Понимая своего ребенка и принимая его таким, каков он есть, мать сможет оказать помощь и поддержку своему ребенку, стать для него гарантом безопасности.

Ф.Райс приводит данные исследования группы школьников средних и старших классов, показывающие, что подростки в подавляющем большинстве по вопросам, связанным с личностными, социальными, учебными и даже философскими проблемами, предпочитают обращаться к матери, а не к отцу. Чем более напряженные отношения складываются с отцами, тем чаще подростки - и мальчики, и девочки - стремятся следовать советам матерей. Наблюдаемое предпочтение согласуется с другими исследованиями американских психологов.

Отцовские чувства проявляются несколько иначе, чем материнские. По словам В.Сатир, многие психотерапевты считают, что родительские чувства отца слабее чувств матери. А если у ребенка обнаруживаются отклонения в поведении, то часто мать - единственный член семьи, на помощь которого можно положиться. Отцы в целом привержены к более жестким методам воспитания. У них меньше искренних чувств к ребенку, больше умозрительно сконструированных «систем» и «приемов», стандартов так называемого мужского воспитания. Особенно это касается сыновей. Матери более разнообразны в своих родительских проявлениях.

Но следует понимать, что обособление отцовской или материнской любви условно. Ребенок любого возраста одинаково нуждается и в отце, и в матери. Отцовская и материнская любовь закладывает фундамент полноценной человеческой личности.

На основании вышеизложенного теоретического материала проводилось психологическое исследование, имеющее своей целью выяснить, кто же реально из родителей, матери или отцы, более склонны психологически поддерживать и помогать своему ребенку. В исследовании принимали участие учащиеся 5 - 9 классов и их родители. В результате проведенного психодиагностического исследования были сделаны следующие выводы:

 

матери отцы

Более эмоционально отзывчивы, обладают достаточно высоким уровнем эмпатических способностей, при этом особенно ярко выражены эмоциональный и интуитивный каналы эмпатии; в достаточной степени развиты способности откликаться на проблемы других, и в связи с этим проявляется умение создавать обстановку доверительности.

 

 

 У матерей редко проявляется полное принятие своих детей такими, как они есть, в большинстве они достаточно часто находят недостатки у своих детей, испытывают по отношению к ним чувства гнева, злости и раздражения. При этом у матерей высокие показатели по симбиотическим отношениям со своими детьми, которые проявляются в ощущении себя с ними единым целым, в проявлениях тревоги за них. Но заинтересованность делами детей у них в большинстве случаев имеет средний уровень выраженности. Также у матерей высокие показатели
  по авторитарности и инфантилизации своих детей, что проявляется в стремлении требовать от них дисциплины и послушания, но не давать возможности проявлять свою самостоятельность, так как они оценивают возможности своих детей гораздо ниже присущих их реальному возрасту.

Уровень взаимоотношений подростков с матерями 
с точки зрения самих подростков - средний (менее благополучный), а третья часть подростков, участвующих в исследовании, оценила и свои взаимоотношения с матерями как удовлетворительные (уровень ниже среднего). На снижение уровня взаимоотношений повлияли такие качества матерей, как строгость, доминантность. Матери оценивают свои взаимоотношения с подростками примерно так же, лишь небольшая их часть считает, что взаимоотношения носят благополучный характер.

 

 Матери, по обобщающим результатам, в своих семьях более доминантны, более дружелюбны. А такое личностное качество, как альтруистичность, часто имеет повышенный уровень, что проявляется в гиперответственности, стремлении помочь, принятии на себя ответственности за других, в социальном одобрении ориентации на принятие.

 

 Подростки за советом и помощью в трудных ситуациях чаще обращаются к матерям. Матери в своих анкетах также указали, что именно к ним за помощью обращаются дети. Но они не всегда точно знают, какая ситуация является трудной для их ребенка и какая конкретная помощь ему необходима.

 

 

 

Эмоциональная отзывчивость у них не так ярко выражена, как у матерей. Уровень эмпатических способностей в большинстве случаев низкий или средний. По результатам исследования выявлено отсутствие умения создавать обстановку открытости, доверительности и задушевности. По сравнению с матерями более выражен рациональный канал эмпатии, что может выражаться в стремлении логически осмыслить возникшие проблемы других.

У отцов отвержение может проявляться в негативных чувствах по отношению к своим детям. Но у них более ярко выражено принятие своих детей такими, как они есть, чем у матери. Таким образом, отцы в меньшей степени обращают внимание на недостатки своих детей. Заинтересованность в делах детей у них также в основном имеет средний уровень выраженности. У отцов так же, как и у матерей, высокие показатели по симбиотическим отношениям со своими детьми, т.е. уровень их тревоги за них достаточно высок. Отцы более авторитарны, чем матери, что проявляется в их стремлении гораздо чаще требовать от детей безоговорочного послушания и дисциплины. Но так же, как и матери, они в большинстве своем склонны инфантилизировать детей, не предоставляя им
«лишней» самостоятельности.

 

 

 Уровень взаимоотношений подростков с отцами имеет более лучший результат. Не все подростки оценили свои взаимоотношения с отцами как благополучные, многие считают их уровень средним (менее благополучным). У отцов не так сильно проявляется строгость по отношению к детям и не так ярко выражено доминирование в семье. Отцы оценивают свои взаимоотношения со своими детьми лучше, чем это делают дети: гораздо большее количество отцов оценили уровень отношений как высокий (благополучный)

 

 Отцы, по обобщающим результатам, в своих семьях занимают подчиненное положение, уступая лидерство женам и детям. Кроме того, их взаимоотношения в семьях носят несколько агрессивный характер. Личностные качества дружелюбности и альтруистичности проявляются умеренно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подростковую психику нередко называют периодом «гормональной дури». У подростка происходит поиск и становление своего «я» — это стремление освободиться от влияния взрослых и общаться со сверстни­ками. Такие реакции порождают меньше конфликтов и проходят мягче в тех семьях, где присутствует уважение друг к другу, взаимопонимание, где подросток, как и остальные члены семьи, имеет право голоса, где у всех есть права и обязанности.

 

Что делать родителям, чтобы сохранить любовь и уважение своих под­росших детей?

1.  Не следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его ли­шиться.

2. Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее.

3. Чтобы ребенок выполнил то, что вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.

4. Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.

5. Не создавайте в семье «революционную ситуацию», а если созда­ли, то  приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем.

6. Не забывайте слова И.-В. Гете: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподо­бающих поступках».

 

    За что и против чего ведет борьбу ребенок в переходном возрасте?

1.   За то, чтобы перестать быть ребенком.

2.  За прекращение посягательств на его физическое начало, непри­косновенность.

3.  За утверждение среди сверстников.

4.  Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.

 

   Советы для родителей:

     *помочь подростку найти компромисс души и тела;

     *все замечания делать доброжелательным, спокойным тоном, не ис­пользовать ярлыков;

     *подробно позн




Символика школы
Символика школы
Поиск

Объявление 



Календарь
«  Февраль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728
Друзья сайта


В помощь учителю
Фото











Опрос




Кияева Е.Ю. 2018
Создать бесплатный сайт с uCoz